Главная » Биографии, Наука » Сергей Королев (биография)

Биография Сергея Королева

Сергей Павлович Королёв - Главный конструктор ОКБ-1
август 1946 года — 14 января 1966 года
Рождение: 30 декабря 1906 (12 января 1907)
Житомир, Волынская губерния, Российская империя
Смерть: 14 января 1966
Москва, РСФСР, СССР
Место погребения: Некрополь у Кремлёвской стены, Москва
Партия: КПСС (1953—1966)
Учёное звание: академик АН СССР (1958)
Научная сфера: ракетостроение
Место работы: ОКБ-1
Известен как: Основоположник советской космонавтики

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 [12 января 1907], Житомир, Волынская губерния, Российская империя, — 14 января 1966 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королёв является известным создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года. Полковник. Скончался 14 января 1966 года в Москве из-за сердечной недостаточности. Похоронен в Кремлевской стене.

Сергей Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (Российская империя) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929), родом из Могилева, и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) (1888—1980)[2]. Ему было около трёх лет, когда Мария Москаленко ушла из семьи. Маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна Баланина, и отчим — Георгий Михайлович Баланин.

В гимназии учился недолго — её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование[3]. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявил к ней исключительные способности. В 1922—1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королёв, Нежин 1912 год
В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством А. Н. Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В. А. Степанчёнком в ходе VII ВПС в Коктебеле 28 октября 1930 г. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.

В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

17 августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем в ранге дивинженера. В 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.

Арест и работа в закрытых КБ

Дивинженер С. П. Королёв в 1937—1938 году
Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве, после ареста Ивана Терентьевича Клеймёнова и других работников Реактивного института. Он был подвергнут пыткам; по некоторым данным, во время пыток ему сломали обе челюсти. Автором этой версии является журналист Я. Голованов. Однако в своей книге он подчеркивает, что это только версия:

В феврале 1988 года я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР С. Н. Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определённом этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

— Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, — рассказывал Сергей Наумович. — Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…

— У Сергея Павловича были сломаны челюсти? — спросил я жену Королёва, Нину Ивановну.

— Он никогда не упоминал об этом, — ответила она задумчиво. — Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал…

Королёв пишет ясно: «следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам». Но доказать, что Николай Михайлович Шестаков сломал челюсти Сергею Павловичу Королёву, я не могу. К сожалению, никто этого уже не сможет доказать. Даже доказать, что ударил, — нельзя. Что просто толкнул. Вновь повторю: я ничего не могу доказать, нет в природе этих доказательств. Я могу лишь попытаться увидеть. Никаких других свидетельств, подтверждающих то, что на допросах Королёву сломали челюсть, нет.

25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории[6][7]. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем[8].

Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), освобождён в 1944 году. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 года[9][10].

Сергей Королёв прошёл Бутырку в Москве, пересыльную тюрьму в Новочеркасске[11].

21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага[10].

Первая фотография после ареста. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 года
В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило причиной для перевода С. П. Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне — Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» /ОАО КМПО/), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года.

По воспоминаниям Л. Л. Кербера, С. П. Королёв был скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее, «Хлопнут без некролога», — была любимая его фраза[12]. Вместе с этим есть высказывание лётчика-космонавта Алексея Леонова относительно С. П. Королёва: «Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение»[13].

В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения по личному указанию И. В. Сталина, после чего он ещё год проработал в Казани. 12 января 2007 года на здании (проходной) ОАО КМПО был торжественно открыт горельеф С. П. Королёва работы скульптора М. М. Гасимова[14].

Разработка баллистических ракет
13 мая 1946 года появляется Постановление СМ СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», С. П. Королёв в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом его назначили на новое место работы[15]. В августе 1946 года он был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке. Практически сразу же появился Совет главных конструкторов.

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, об Р-2 Королёв задумывался ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывался им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше началась работа над небольшой мобильной ракетой Р-11 и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как Главным конструктором ОКБ-1, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта — до 3000 км.

В 1948 году С. П. Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королёв одновременно работал над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), закончил работу над Р-5 и наметил пять разных её модификаций, завершил сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Шли работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретала межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958—1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы.

В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

Первый искусственный спутник Земли

Первый в мире искусственный спутник Земли (1957)
В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёх- и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С. П. Королёв.

Другие спутники и запуск космических аппаратов на Луну
Параллельно с подготовкой к пилотируемым полётам ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматические станции к Луне: «Луна-1» пролетела вблизи Луны, «Луна-2» впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, доставив на Луну вымпел Советского Союза, «Луна-3» впервые выполнила фотографирование обратной (невидимой с Земли) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Человек в космосе

Макет ракеты «Восток» в Москве на ВДНХ
12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

За подготовку первого полёта человека в космос С. П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда (указ не публиковался).

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космос женщины.

С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.

Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.

Проект орбитальной станции
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Лунный проект
Основные статьи: Н-1, Советская лунная программа
Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС — Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.

История болезни и смерть
Официальная версия
Официальное медицинское заключение было опубликовано 16 января 1966 года в газете Правда. 1966. № 16 (17333).

Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королёва Сергея Павловича:
Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).

— Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвёртого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A.M. Марков[16].
Подробности из мемуаров
Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов.
Остановить кровотечение, удалив полипы, не удалось. Приняли решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома — злокачественная опухоль. Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину.
В связи с невылеченной травмой, полученной в ссылке (по версии, см. выше, следователь сломал Королёву челюсть, ударив Сергея Павловича графином по скуле; вследствие неудачного сращения кости, Королёв не мог достаточно широко раскрывать рот даже во время еды), возникли сложности при интубации трахеи. Ему не смогли корректно ввести дыхательную трубку в трахею[17].
Похороны
Гроб с телом покойного С. П. Королёва был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

Семья

Могила М. Н. Баланиной на Армянском кладбище Москвы.
После смерти Королёва остались:

его мать — Мария Николаевна Баланина (1888—1980);
первая жена — Ксения Максимилиановна Винцентини (1907—1991)[18], хирург, и дочь Наталия Сергеевна (1935)[19], в дальнейшем доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии
вторая жена — Нина Ивановна (1920—1999)[20].
Награды и звания
Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961).
Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Лауреат Ленинской премии.
Академик АН СССР.
Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур[21].
Память
Дом-музей

Московский дом-музей Сергея Королёва, где он жил с 1959 года
Мемориальный дом-музей академика С. П. Королёва Сергей Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие пилотируемой космонавтики является решающим. Он является первопроходцем многих направлений развития ракетного вооружения и ракетно-космической техники. В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре и в ряде других городов сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский государственный аэрокосмический университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, крупный кратер на Луне.

Топонимы
Проблемы с содержанием статьи
Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Названы в честь С. П. Королёва
Город
Наукоград Королёв, Московская область.
Улицы и другие городские объекты
улица Королёва в Александрове.
Проспект Королёва в Королёве.
Улица Королёва в Димитровград (Россия).
Бульвар Королёва в Тольятти.
Микрорайон Королёва в городе Старый Оскол.
Площадь Королёва в Житомире.
Проспект Академика Королёва в Киеве.
Проспект Академика Королёва в Омске.
Улица Королёва в Вилейке.
Проспект Королёва в городе Байконур.
Проспект Королёва в городе Ростов-на-Дону.
Проспект Королёва в Санкт-Петербурге.
Улица Академика Королёва в Астрахани.
Улица Академика Королёва в Волгодонске.
Улица Академика Королёва в Днепропетровске.
Улица Королёва в Белгороде.
Улица Королёва в Ельце.
Улица Королёва в Житомире.
Улица Королёва в Махачкале.
Улица Королёва в Хабаровске.
Улица Королёва в Жуковском.
Улица Академика Королёва в Казани.
Улица Академика Королёва в Калуге.
Улица Академика Королёва в Кировограде.
Улица Академика Королёва в Коростене.
Улица Академика Королёва в Красноярске.
Улица Королёва в Луганске.
Улица Академика Королёва в Москве.
Улица Королёва в Могилеве.
Улица Академика Королёва в Новосибирске.
Улица Академика Королёва в Одессе.
Улица Академика Королёва в Перми.
Улица Королёва в Твери.
Улица Академика Королёва в Тернополе.
Улица Академика Королёва в Томске.
Улица Королёва в Улан-Удэ.
Улица Академика Королёва в Уфе.
Улица Академика Королёва в Чебоксарах[22].
Улица Академика Королёва в Челябинске.
Улица Академика Королёва в Черкассах.
Улица Академика Королёва в Обнинске.
Улица Академика Королёва в Ужгороде.
Улица Академика Королёва в Волжском.
Улица Королёва в Славянске.
Улица Королёва в Асбесте.
Улица Королёва в Хабаровске
Улица Академика Королёва в Петропавловске-Камчатском
Улица Королёва в Слониме.
Космические тела
Кратер на Марсе.
Кратер на обратной стороне Луны.
Астероид 1855 Королёв.
Учреждения
Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва.
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королёва (СГАУ). В 2011 году возле СГАУ установили бюст Сергею Королёву.[23]
Военный институт в Житомире.
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»[24].
Дом Культуры имени С. П. Королёва в Киеве.
Объекты
Лайнер авиакомпании Аэрофлот Airbus A321 (VQ-BEI) «С. Королёв».
Награды и знаки
Золотая медаль имени С. П. Королёва, присуждаемая РАН
Медаль имени С.П. Королёва, присуждаемая Федерацией космонавтики России.
Знак Королёва — ведомственная награда Федерального космического агентства.
Памятники

Памятник в городе Байконур

Памятник С. П. Королёву в городе Королёв

Памятник Академику Королёву в Чебоксарах

Памятник С. П. Королёву в Киеве

Памятник С. П. Королёву в Житомире

Памятник во дворе дома-музея в Москве
В филателии
Дата рождения Королёва на почтовых марках разная — иногда по старому стилю, иногда по новому.

Почтовые марки и конверты

Памятное гашение, посвящённое 80-летию Королёва

Почтовый конверт СССР,
1987 год

Почтовая марка СССР,
1982 год

Почтовая марка СССР,
1977 год

Почтовая марка СССР,
1969 год

Почтовая марка СССР

Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»

Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»

Почтовая марка России

Почтовая марка Украины

Почтовая марка Украины

Почтовая марка Казахстана
В нумизматике

Памятная серебряная монета Банка России, посвящённая Королёву
(номинал 2 руб., 2007 г.)
Фильмы
Художественные и телевизионные
Укрощение огня, 1972 («Башкирцев» — Кирилл Лавров).
Разбег — о юности С. П. Королёва, 1982 (в роли — Владимир Баранов).
Корабль пришельцев, 1985 (Олег Табаков).
Битва за космос, 2005 (в роли Королёва — Стив Николсон).
Королёв, 2007 (Сергей Астахов).
«Кедр» пронзает небо, 2011 (Игорь Скляр).
Фурцева, 2011 (Алексей Янин).
Наш космос, 2011 (Иван Шабалтас).
Гагарин. Первый в космосе, 2013 (Михаил Филиппов).
Документальные
Империя Королева
Сергей Королёв. Судьба — творческая мастерская «Студия А», «Первый канал», 2004.
Освобождение конструктора — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 1-й. Телеканал Культура, 2006.
Трофейный космос — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 2-й. Телеканал Культура, 2006.
Недосягаемая Луна — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 3-й. Телеканал Культура, 2006.
Царь-ракета. Прерванный полёт — Телестудия Роскосмоса, ТВ Центр, 2006.
Мир состоит из звёзд и из людей — Телеканал Культура, 2006.
Первые на Марсе. Неспетая песня Сергея Королёва — телестудия Роскосмоса, 2007.
Сергей Королёв. Достучаться до небес — телестудия Проспект ТВ, «Первый канал», 2007.
Сергій Корольов — НТУ, 2007, (на русско-украинском языке).
Пять смертей академика Королёва — Студия «07 Продакшн», телеканал «Интер», 2009, (на русско-украинском языке).
Королёв. Обратный отсчёт — телеканал НТВ, 2010.
Сергей Королёв. Жизнь на космической скорости — телестудия Роскосмоса, программа «Русский космос», телеканал Россия-2, 2011
Песня, посвящённая Королёву
В 2005 году во время съёмок в Звёздном городке в фильме о Борисе Волынове, актёр, автор и исполнитель Павел Болоянгов Поющий Рыцарь написал песню «Космос», посвящённую великой мечте и цели, олицетворением которой является Сергей Королёв. В 2007 году на неё был снят клип, в котором снялся легендарный летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза, 4й космонавт СССР Павел Попович. Клип начинается со слов Павла Романовича о Сергее Королёве- «Вот был- гигантище, такие люди рождаются в сто лет один раз.»[25]

Интересные факты
Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.
Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо[26].
Вскоре после войны англичане продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства Королёв приехал на этот пуск под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии. Однако его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров, поэтому представители английской разведки весьма заинтересовались этим «капитаном».[27]
Королёвым были впервые в мире осуществлены:
запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина
запуск в космос первого искусственного спутника Земли,
запуск в космос спутника с живым существом — собака Лайка,
запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
Королёв был удостоен звания Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован 18.04.1957 г.).
При жизни имя Королёва считалось секретным. Оно не упоминалось ни в новостях при запуске первого спутника, ни при полёте Гагарина. Лишь после смерти именем Королёва стали называть улицы, ему устанавливали памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены.
См. также
Примечания

Комментарии закрыты.