Главная » Биографии, Культпросвет » Алиса Фрейндлих (биография)

Биография Алисы Фрейндлих

Алиса Бруновна Фрейндлих (род. 8 декабря 1934, Ленинград) — советская и российская актриса театра и кино, певица. Одна из крупнейших русских актрис XX века. Народная артистка СССР (1981). Лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации (1976, 1996, 2001, 2008).
С 1983 года Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Фильмы с участием Алисы Фрейндлих входят в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Наиболее известна по картинам: «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009).

Алиса Фрейндлих — обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005).

Алиса Бруновна Фрейндлих
Дата рождения: 8 декабря 1934
Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР
Профессия: актриса театра и кино, певица
Гражданство: СССР → Россия
Годы активности: 1955 — наст. время
Театр: ЛАДТ имени Ленсовета, РГАБДТ имени Г. А. Товстоногова

Рождение и первые годы жизни Алисы Фрейндлих

Ещё помню, когда папа приходил с репетиции, обязательно ложился днём поспать. Для него дневной сон был как «Отче наш», для того, чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дня. Папа и мне эту необходимость передал. И вот однажды он прилёг и оставил меня совершенно одну — бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. Я долго ходила вокруг него кругами, не давая заснуть. И когда он, наконец, задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Хотела таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорота и поставлена за печку в угол. Помню, будто это было вчера. — Алиса Фрейндлих

Мать будущей актрисы, Ксения Фёдоровна Фрейндлих (в девичестве Фёдорова; ?—1971), в молодости проживала в Пскове, где принимала участие в художественной самодеятельности. Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом (1909—2002). Его матерью была немка Шарлотта Фридриховна (урождённая Зейтц), отцом — Артур Иванович Фрейндлих. И Зейтцы, и Фрейндлихи окончательно переехали в Россию из Германии ещё в XVIII веке, создав династии стеклодувов. Прапрапрадед актрисы по линии матери был родом из Мекленбург-Шверина.

Артур Фрейндлих пытался продолжить семейное дело, однако его карьера мастера стекла не состоялась — у его второго сына, брата Бруно, были крайне слабые лёгкие. Вскоре он устроился на работу в обувной магазин Вейса, который тогда поставлял обувь Императорскому Двору. Недолго проработав там, он решил открыть собственное дело: закупил нужное оборудование, снял помещение возле Мойки и заказал вывеску «Изящная обувь Фрейндлих». Его планам не суждено было сбыться: в 1917 году Артур Фрейндлих скоропостижно скончался.

8 декабря 1934 года, в Ленинграде, в доме на Исаакиевской площади, на свет появилась девочка Алиса Фрейндлих. Как признавалась позже Фрейндлих, мама хотела, чтобы дочь носила другое имя — Наташа. На «Алисе» настояли отец и бабушка, заявившие, что «Наталья Бруновна Фрейндлих» — странная каша. В графе «Национальность», по убеждению матери, стояло «русская». Вскоре после рождения девочки семья переехала в коммунальную квартиру дома 1/64, что в переулке Гривцова. Из окон открывался вид на Исаакиевский собор, а неподалёку от дома располагался Медный всадник.
Ещё в детстве Алиса начала проявлять артистические способности. В 3 года она попала на дипломные спектакли сестры матери и её мужа, которые тогда заканчивали консерваторию. Несколько дней после этого девочка напевала мелодии из оперы и сама с собой играла в «театр», тайком от взрослых надевая мамины платья.
Незадолго до начала войны родители Алисы расстались. Отец с актёрами своего театра уехал на гастроли в Ташкент, а девочка осталась жить с матерью. Бруно Фрейндлих покинул Ленинград ещё до того, как из Ленинграда начали выселять немцев. По воспоминаниям Алисы Фрейндлих, «бабушка, тётушка, мои двоюродные братья и сёстры — всем им пришлось уехать из Ленинграда»; «папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли».

Великая Отечественная война и блокада Ленинграда в жизни Алисы Фрейндлих

Школьная пора Алисы Фрейндлих
В 1941 году Алиса Фрейндлих пошла в первый класс школы № 239 (ныне физико-математический лицей № 239). Заведение находилось прямо в центре города — районе, который подвергался самым массивным обстрелам. Через несколько дней после этого началась блокада Ленинграда. Из-за тяжёлых условий учёбы, как таковой, не было: преподавательница вела беседу не о теме урока, а обо всём, что тогда было нужно блокадникам. Позже Алиса Фрейндлих вспоминала:

« Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых — выжить, во-вторых — всё, всё запомнить. Может быть, когда-нибудь напишу об этом… Вместе с трудным, с очень страшным, в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке — видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита..»
Только бабушка помогла выжить Алисе Фрейндлих в те времена, а точнее, её пунктуальность: она выдавала совсем маленькую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала. Здоровье девочки и её матери было крайне слабым и нестабильным не только в физическом отношении, но и в психологическом: ребёнок с немецкими корнями ужасно себя чувствовал в обществе тех, кто немцев презирает.

Во время войны Ксения Фёдоровна работала бухгалтером, а после её окончания переехала вместе с дочерью в Таллин на три года.

Послевоенное детство и поступление Алисы Фрейндлих в институт
В столице Эстонии Алиса обучалась в третьем, четвёртом и пятом классах средней школы, ей не удалось и здесь закончить обучение — в 1948 году они с матерью вернулись в Ленинград, где девочка снова поступила в школу № 239. В город вернулся и Бруно Фрейндлих, привёзший с собой свою новую семью — жену и дочку Ирину. Ксения Фёдоровна была не против встреч Алисы с отцом, но этому категорически противилась новая супруга Фрейндлиха. Их дочь Ирина долгие годы даже не догадывалась о существовании своей единокровной сестры.

В школе № 239 Алиса попала в театральный кружок, которым руководила Мария Призван-Соколова — именитая советская артистка. Марии Александровне девочка сразу же понравилась, она смогла разглядеть в ней будущую «звезду». Все свободное время Алиса проводила у преподавательницы, именно Мария Александровна обучила Фрейндлих азам актёрского мастерства.
Окончив школу в 1953 году, Алиса Фрейндлих уже точно знала, что станет актрисой, только не могла решить, какой именно: музыкальной или драматической. Выбор в пользу второго варианта помог сделать отец, отговоривший Алису от оперной сцены: «Ты же кроха, а там фактура нужна», хотя у девушки был сильный голос — высокое меццо-сопрано.
Вскоре Алиса подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Поступать ей помогали Мария Призван-Соколова и её муж Павел Вейсбрём, каждый вечер ожидавшие девушку у себя дома. Алиса успешно сдала вступительные экзамены, зачитав отрывок из повести Николая Гоголя «Мёртвые души» и исполнив романс «Не брани меня, родная. Комиссии выступление Фрейндлих понравилось, и в 1953 году Алиса была принята на курс Бориса Зона.

Окончание института, первые роли в кино и работа в Театре имени Комиссаржевской
До Фрейндлих Зон воспитал немало признанных мастеров советского театра и кино. Среди них: Борис Блинов, Павел Кадочников, Николай Трофимов, Владислав Андрушкевич, Александр Белинский, Игорь Владимиров, Сергей Гиппиус, Давид Карасик, Станислав Клитин, Зиновий Корогодский, Оскар Ремез, Эмма Попова, Зинаида Шарко и многие другие. За время обучения в институте Фрейндлих удостоилась множества благодарностей и наград, в том числе и грамоты за образцовую учёбу. Но обучение не было безоблачным. Встал даже вопрос об отчислении. Зон вступился: «Если кто-то посмеет коснуться моих студентов — я тут же ухожу из института». Алиса Бруновна благодарно вспоминает главного своего учителя: «Выпускал меня как травести и острохарактерную актрису. Но никогда даже в голову ему не приходило, что я могла бы играть Джульетту, что мне можно доверить драматические или лирико-драматические роли».

В 1955 году девушка исполнила эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Тогда же она впервые вышла замуж за студенческую любовь, одного из своих однокурсников — Владимира Карасёв. Брак продержался недолго — уже после выпуска из института пара разошлась.
Перед самым выпуском Борис Зон подарил Алисе Бруновне своё фото, написав на обороте: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы». Он же подписал характеристику, выданную актрисе, подытожив, что Фрейндлих рекомендована на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения (см. фото). Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Шёл 1957 год.

Позже Фрейндлих говорила: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в „Пятой колонне“ Э. Хемингуэя». Однако даже до таких ролей Алиса Бруновна начинала с самого малого — перевоплощения в мальчиков и хулиганов.

Всего за время работы в театре Фрейндлих сыграла более десяти ролей; к этому же времени относится её кинодебют — Фрейндлих снялась в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах». В конце 1950-х годов она познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым, который как раз тогда был приглашён поставить в Театре имени Комиссаржевской спектакль «Время любить»[5]. Эта встреча запомнилась Алисе Бруновне, и в 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, она перешла туда[4].

Театр им. Ленсовета и творческий союз с Игорем Владимировым[править | править вики-текст]
Тогда же Фрейндлих впервые встретила кинорежиссёра Эльдара Рязанова, который вёл подготовку к съёмкам комедии «Гусарская баллада»[17]. По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину[17]. В итоге на роль утвердили Ларису Голубкину[17].

Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно — я жадно, как губка, впитывала всё, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне всё в нем было интересно, мне было чему у него поучиться.
— Алиса Фрейндлих[4]
В Театре им. Ленсовета, напротив, Игорь Владимиров, которому, как отмечали критики, удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих»[4], не просто ставил для неё спектакли, но и в выборе репертуара в целом ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы (в 60-х годах это были преимущественно мелодрамы)[18]. В 1979 году Алиса Фрейндлих говорила: «Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать. Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю»[15]. Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Фрейндлих — в начале 1960-х годов она вышла за него замуж[4].

Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих[6]. Она стала первой леди театра, как позже писали газеты, и играла почти во всех спектаклях его репертуара[6]. Одной из наиболее известных и удачных ролей того времени был Малыш из «Малыша и Карлсона»; на постановку с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети[19].

В кино между тем Алису Бруновну почти не приглашали[6]. Отдельно можно отметить всего лишь одну роль 1960-х годов — «Похождения зубного врача» (1965) — комедию Элема Климова, на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые столкнулась с актёром Андреем Мягковым. Позже они вместе сыграют в «Служебном романе»[4]. В 1967 году Алисе Бруновне снова пришлось пересечься с Эльдаром Рязановым, тогда написавшим киноповесть «Зигзаг удачи»[17]. Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих[17]. В этот раз успешной роли помешала беременность актрисы[17].

Рождение дочери и первые крупные роли в кино[править | править вики-текст]
В следующем году у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара[5]. Больше всех о появлении девочки на свет мечтала мама актрисы — Ксения Фёдоровна[5]. За месяц до родов Фрейндлих с матерью отправились в дом отдыха ВТО в посёлок Комарово[5]. Ночью 13 марта у Алисы Бруновны начались схватки, она сообщила об этом матери, а та вызвала две «скорых»: одну — дочке, вторую — себе[5]. Ксения Фёдоровна увидела внучку только через два месяца — сразу же, как только выписалась из больницы[5].

В 1971 году Ксении Фёдоровны не стало[5]. Она умирала на глазах трёхлетней внучки, перенеся внезапный инсульт[5]. Фрейндлих и Владимирова дома не было, они ушли на репетицию[5]. За обедом женщина неожиданно упала[5]. Девочка пыталась привести её в сознание, однако всё было бесполезно[5]. Алису Бруновну ещё и задержали в театре, прийти на помощь Ксении Фёдоровне было некому[5]. Наконец, придя домой, Фрейндлих увидела страшную картину: на полу лежит мать, на ней — её собственная дочь (Варвара так плакала, что уснула прямо на бабушке), а вокруг — разбросанные игрушки[5]. Через неделю Ксения Фёдоровна скончалась, не приходя в сознание[5].

После этого трагического происшествия Фрейндлих продолжала играть в театре и кино[6]. В 1974 году Анатолий Солоницын, коллега Алисы Бруновны по спектаклю «Варшавская мелодия», сообщил ей, что на вечерней постановке будет присутствовать сам Андрей Тарковский[20]. После спектакля Солоницын передал Фрейндлих записку от Тарковского, начинавшуюся словами: «Госпожа Фрейндлих!..»[20]. В ней режиссёр писал, что спектакль ему понравился, и он предлагает актрисе исполнить небольшую роль в его новом фильме[20]. Фрейндлих без раздумий согласилась и продолжала расспрашивать Солоницына о предстоящей картине, на что тот отнекивался, заявляя, что и сам ничего не знает[20]. В этот раз сыграть у Тарковского у Алисы Бруновны не получилось — она просто не смогла приехать на съёмки[20].

Примечательно, что в том году Алисе Фрейндлих снова не удалось сыграть и у Эльдара Рязанова в новой комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»[17]. Предыстория этого была такова: Рязанов и Эмиль Брагинский написали одноимённую пьесу и отдали её в театр имени Ленсовета с обязательным условием, что главную роль, Надю Шевелеву, в пьесе исполнит ведущая артистка театра Алиса Фрейндлих[17]. Через некоторое время авторов приглашали на премьеру[17]. В телефонном разговоре Брагинский поинтересовался тем, как в постановке играет Фрейндлих, на что ему ответили: «А она в вашей пьесе вообще не играет!»[17] После такого Рязанов не поехал на премьеру, а в фильм по этой пьесе пригласить Фрейндлих уже не мог, так как уже была утверждена Барбара Брыльска[17].

Несмотря на это, в 1974 году вышло три ленты с участием Алисы Фрейндлих: мелодрама Евгения Хринюка «Анна и Командор» (которую и называют первым большим проектом Фрейндлих[4]), музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и историческая драма Элема Климова «Агония».

«Служебный роман»[править | править вики-текст]

Образ «серой мышки» Людмилы Калугиной принёс Алисе Фрейндлих всесоюзную популярность и славу
Закончив «Иронию судьбы», Эльдар Рязанов задался вопросом: «А что снимать дальше?»[17] Неожиданно он вспомнил о пьесе «Сослуживцы», написанной вместе с Брагинским шесть лет назад[17]. Сначала пьеса была успешна в театрах, её поставили 134 театра в разных городах СССР[17]. Рязанов, подумав, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, отправил ей пьесу и предложение сняться в его фильме[17]. Фрейндлих согласилась, и режиссёр приступил к другим аспектам предстоящей картины[17].

Ключевой в фильме должна была быть роль Калугиной[17]. Рабочим названием ленты поначалу даже было «Сказка о руководящей Золушке»[17]. Отметив, что в театре Фрейндлих больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить её талант[17]. По сюжету Людмила Калугина должна была быть невзрачной «серой мышкой»[17]. Такой Фрейндлих сделали гримёры и художник по костюмам, однако даже последний не смог найти нужный костюм для съёмок[17]. Такой нашла сама актриса, излазив всю гардеробную «Мосфильма»[21]. Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени[4].

Фильм имел огромный успех, после премьеры Фрейндлих даже приходили письма следующего содержания: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок»[4]. По сей день роль Калугиной остаётся наиболее известной в карьере Алисы Бруновны, а сама актриса считает её одной из самых любимых[4]. Картину оценили и в высших слоях государства — все её создатели, кроме Алисы Фрейндлих, были удостоены Государственной премии СССР[4]. Сама Фрейндлих на вопрос, не обидно ли ей, что она не получила премию, отвечала так: «Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно»[8].

За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Примечательно, что во время создания ленты Алиса Бруновна проявила не только актёрские способности, но и музыкальные: две песни в её исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу же стали хитами и множество раз исполнялись по радио и телевидению[4].

В 2011 году на экранах кинотеатров появился ремейк ленты — «Служебный роман. Наше время», где роль Людмилы Калугиной исполнила молодая актриса Светлана Ходченкова[22]. Алиса Бруновна говорила, что фильм не смотрела и смотреть не будет, так как ей «очень трудно принять и смириться с какими-то новыми открытиями в этом сюжете»[22].

Развод с мужем и переход в БДТ[править | править вики-текст]
После триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла одну из лучших, как отмечали критики, ролей в кино[4]. Такой стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра»[4]. Фрейндлих говорила: «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой»[4]. По словам режиссёра фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Алиса Бруновна отказывалась играть королеву до тех пор, пока ей не объяснили, почему Анна не побоялась подарить такую вещь, как подвески[23]. За несколько лет до развода с Игорем Владимировым Фрейндлих воссоединилась с ним в мелодраме «Старомодная комедия»[6]. И в «Трёх мушкетёрах», и в «Старомодной комедии» Алиса Бруновна исполнила несколько песен[6].

Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в следующем проекте — «Сталкере» Андрея Тарковского[20]. О пробе ей снова сообщил Анатолий Солоницын[20]. Роль была небольшой, несколько сцен в самом начале фильма и монолог в конце[20]. Монолог, как признавалась позже Фрейндлих, был полностью сымпровизирован[20]. На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что даже люди общались между собой полушёпотом[20]. В одной из сцен, где жена Сталкера, которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что муж вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за многократных дублей чуть не потеряла сознание[20]. Позже Алиса Бруновна говорила, что с такой слаженностью съёмочной группы, как у Тарковского, она сталкивалась только, когда работала у Рязанова[20].

В 1981 году произошло несколько ключевых событий в жизни Алисы Фрейндлих[4]. Актрисе было присвоено звание «Народной артистки СССР», а вскоре после этого она рассталась с мужем Игорем Владимировым[4]. Причиной этому Фрейндлих называла большую любовь Владимирова к женщинам и пристрастие к алкоголю[4]. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы»[24]. Существовало также мнение, что изменившийся репертуар театра и засилье «крикливых и шумных» пьес не соответствовали дарованию Алисы Бруновны, которая убедительней всего исполняла камерные роли. Ещё два года проработав вместе с бывшим супругом, в 1983 году Алиса Бруновна покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького[4].

Работа в БДТ и застой в кино[править | править вики-текст]
Незадолго до перехода в новый театр Алиса Фрейндлих познакомилась с молодым артистом Юрием Соловьём[4]. Тогда он служил актёром в театре имени Ленсовета, однако основным его призванием были картины — Соловей был художником-самоучкой[25]. Между ними достаточно быстро завязался роман, и Фрейндлих вышла замуж в третий раз[25].

Помимо работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах («Опасный возраст», «Успех»), так и мелодрамах («Будни и праздники Серафимы Глюкиной», для роли в которой Фрейндлих похудела на 7 килограммов[26])[6]. Однако наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Фрейндлих с радостью согласилась на роль у Рязанова, но худсовет не видел в роли Огудаловой Алису Фрейндлих[6]. Рязанов спас ситуацию и настоял на кандидатуре актрисы[6].

В 1990 году Алиса Бруновна развелась и с третьим мужем[27]. Сама Фрейндлих объяснила причину развода так: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одарённый человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…»[4]. После развала Советского Союза Фрейндлих почти не приглашали в кино[6]. В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», но сиквелы должного успеха не имели[6]. Отдельно можно отметить и роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принёсшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана[6].

Современный период[править | править вики-текст]
В 1999 году Игорь Владимиров, второй муж Алисы Фрейндлих, скончался после долгой болезни, а уже через три года не стало и отца актрисы — Бруно Артуровича[28][29].

«На Верхней Масловке» — так называлась лента 2004 года, в которой Алиса Бруновна снялась после 10-летнего отсутствия в кино. Её партнёром на съёмочной площадке стал молодой артист Евгений Миронов[30]. Персонаж Фрейндлих — 87-летняя скульптор Анна Борисовна, доживающая свою жизнь в старой мастерской[30].

Несмотря на неоднозначное восприятие фильма кинокритиками, актёрская игра Алисы Фрейндлих высоко оценивалась журналистами и аналитиками. Обозреватель сайта film.ru Екатерина Тарханова отметила, что Фрейндлих «совершенно безупречно делает „старушечий этюд“: пластически, мимично, интонационно»[30]. Игорь Михайлов с сайта kino.ru выразил своё мнение так:

« Она играет невозможность ходить, дышать, иногда говорить. В последних кадрах она играет переход в смерть. Но ключевые слова в словах «женщина за девяносто» — ЖЕНЩИНА. Она играет способность любить, очаровывать, презирать, прощать, ПЫТАТЬСЯ ПОМОЧЬ МУЖЧИНЕ БЫТЬ МУЖЧИНОЙ… Всегда, при любых испытаниях и обстоятельствах. И зритель живёт вместе с Алисой, любит вместе с Алисой, смеётся вместе с Алисой и умирает вместе с Алисой.[31] »
За подобное перевоплощение Алиса Фрейндлих стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль[32].

Фрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном театре. Из последних проектов с участием актрисы выделяется «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника»[33]. Фрейндлих досталась необычная роль — мать поэта Иосифа Бродского. По признанию самой актрисы, с Бродским она знакома не была, но очень любит его стихи[34].

Личная жизнь[править | править вики-текст]
Алиса Фрейндлих трижды выходила замуж:

за студента-однокурсника Владимира Карасёва (1956—1957);
за театрального режиссёра и актёра Игоря Владимирова (начало 1960-х годов — 1981);
за актёра и художника Юрия Соловья (начало 1980-х годов — 1990).
Во втором браке, 13 марта 1968 года, родилась дочь Варвара[5]. Девочка росла в актёрской семье и с самого детства понимала, что будет актрисой[5]. Была у неё и тёзка-няня, смотревшая за Варей до 10 лет[5]. Как говорила Варвара, «она была настоящей русской бабой»[5]. Из-за алкоголизма Варвары-старшей с няней пришлось расстаться[5]. В школу девочка ходила одна, так как родители постоянно были на репетициях[5]. Из-за занятости Алисы Бруновны и Игоря Петровича Варя отставала в учёбе по большинству предметов[5]. Примечательно, что в детстве Варвара дружила с сыном Владимирова от актрисы Зинаиды Шарко — Иваном[5].

Владимир Путин в гостях у Алисы Фрейндлих, декабрь 2004 года
После развода Владимирова с Фрейндлих тот оставил своей семье квартиру, а сам недолгое время жил в гостинице[5]. Когда девочка была ещё подростком, мама вышла замуж за Юрия Соловья, к которому Варя её ревновала[5]. Согласно Владимировой, расставшись с третьим супругом, Алиса Бруновна отправилась к «высоким начальникам» просить квартиру для Соловья, так как ему было негде жить[5]. Вскоре после расставания с Фрейндлих Соловей женился на коллеге по театру имени Ленсовета Римме Шибаевой и переехал сначала в Израиль, а затем в Германию[25]. Бывшие супруги созваниваются и поддерживают хорошие отношения и по сей день[25].

Дочь Алисы Бруновны, Варвара, окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, снялась в нескольких полнометражных фильмах, в настоящее время играет в двух спектаклях вместе со своей матерью: «Лето одного года» и «Уроки танго и любви»[34]. Владимирова была замужем за политиком Сергеем Тарасовым, от которого у неё двое детей: сын Никита и дочь Анна[5]. Тарасов погиб в 2009 году во время подрыва поезда «Невский экспресс», в связи с чем Фрейндлих даже отказалась от празднования своего 75-летнего юбилея[35]. Внук Алисы Бруновны Никита учится в школе-студии МХАТ[36].

Фрейндлих неоднократно заявляла, что доброжелательно относится к президенту России Владимиру Путину. В 2009 году они вместе спустили на воду танкер «Кирилл Лавров», а тремя годами позже актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу же вызвало широкий общественный резонанс и отвержение оппозиционеров[36][37].

В 2011 году актрисе сделали операцию на кишечнике, которая стала следствием многолетнего курения Фрейндлих[38]. По признанию Алисы Бруновны, курить она начала ещё в 36 лет — сразу же после смерти матери[8].

Театр[править | править вики-текст]
Театр для меня — это как будто продолжение детства. Потому что мне кажется, что сценическая игра — это прежде всего такая равная детству вера в предлагаемые обстоятельства. Потому что никто так не верит в игру и в обстоятельства, которые сам себе задаёт, как дети. Ведь нет сценического воплощения без сценического воображения. А воображение у детей такое, каким мало кто из взрослых может похвалиться[39].
Центральное место в жизни Алисы Фрейндлих занимает театр, служение которому она начала в 23 года. С самого детства, наблюдая за спектаклями с участием своего отца, она знала, что станет актрисой[40].

Среди современных театральных режиссёров Фрейндлих нравится Роман Виктюк, с которым они вместе работали над несколькими спектаклями[40]. Как на зрителя незабываемое впечатление на Алису Бруновну произвели спектакли Георгия Товстоногова «Идиот», «Мещане» и «Варвары» в Большом драматическом, «А зори здесь тихие» Юрия Любимова в Театре на Таганке, а также многие спектакли Марка Захарова[41]; но по-настоящему ошеломили актрису «Ричард III» и «Кавказский меловой круг» Роберта Стуруа[41].

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961[править | править вики-текст]
Самой первой ролью Фрейндлих на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноимённой пьесе Алексея Файко[39]. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова[39]. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а актриса его совершенно не знала (в школе Фрейндлих учила английский), в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы[39]. Примечательно, что на роль Гоги её «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра[39].

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама Фрейндлих, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга»[39].

Одним из спектаклей, где Алиса Бруновна сыграла второстепенную роль, по злому стечению обстоятельств, стал «Рождены в Ленинграде» режиссёра Ильи Ольшвангера по одноимённой пьесе Ольги Берггольц[11]. Во время постановки Фрейндлих пришлось пережить многие события блокады города[11]. Зрителями, как вспоминала актриса Александра Дельвин, были сплошные блокадники[11]. Премьерные показы проводились в мёртвой тишине, а под конец спектакля некоторые молча стояли, некоторые — плакали навзрыд[11].

Театр имени Ленсовета: 1961—1983[править | править вики-текст]
Работа в театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а её саму даже называли «первой леди театра»[6]. Среди её репертуара была и Селия Пичем из «Трёхгрошовой оперы» Брехта, и Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, и Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского. Актриса прослужила в театре ровно двадцать два сезона[39].

В 1966 году, когда Игорь Владимиров ставил «Трёхгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Алису Фрейндлих, точно подходящую по возрасту[42]. Невзирая на это, Фрейндлих сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом[42].

Отдельно выделяется и Малыш из «Малыша и Карлсона», обласканный всесоюзными театральными критиками[39]. В интервью газете «Вечерний Краснодар» Фрейндлих говорила, что роль Малыша была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает её наиболее симпатичной в своей театральной карьере[26].

БДТ: 1983 — настоящее время[править | править вики-текст]
Ещё в 1979 году Фрейндлих заявляла, что совершенно не представляет себя в БДТ без режиссёра Владимирова[43]. Четырьмя годами позже актрисе всё-таки пришлось покинуть театр имени Ленсовета и перейти в БДТ. В 1990-х годах её пригласили на юбилей бывшего места работы, где первую половину действия она просидела в зале, а под финал кто-то всё-таки вытащил её на сцену, которую она, заплакав, начала целовать[44].

Алиса Фрейндлих (сзади) и Олег Басилашвили после спектакля «Калифорнийская сюита» в БДТ,
февраль 2009 года
Войти в коллектив ей помог художественный руководитель театра Георгий Товстоногов[44]. Сначала он предложил актрисе в качестве дебютной небольшую острохарактерную роль в опере-фарсе «Смерть Тарелкина», над которой в это время работал, но затем понял, что нужно нечто большее[44]. Дебют Фрейндлих на сцене БДТ состоялся в 1984 году в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка»[45]. Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Алисе Фрейндлих[44].

Одна из крупных и запоминающихся работ Алисы Фрейндлих — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого актриса впервые встретилась с режиссёром Темуром Чхеидзе[44].

На сцене театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита»[4].

До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот, да и «роман такой многоплановый, что, когда даже появилась возможность инсценировать его в театре, добиться серьёзных успехов мало кому удалось»[46]. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который, по её признанию, является одним из её любимых авторов[46].

Критика и признание[править | править вики-текст]
Алиса Фрейндлих — по большей части театральная актриса. К сегодняшнему дню, когда её знают на всём пространстве бывшего Советского Союза, она удостаивалась всевозможных эпитетов: от «выдающейся» до «великой», критики отмечали её тонкость, глубину и ум[47][48]. По состоянию на 2012 год в активе Фрейндлих 16 национальных и государственных премий, а также 5 орденов. К такому признанию актриса шла долго, играя поначалу эпизодические роли в кинофильмах и мальчиков в театральных постановках.

Алиса Фрейндлих и Дмитрий Медведев на вручении Государственной премии РФ, июнь 2008 года
Первое упоминание об Алисе Бруновне в прессе датировано 1957 годом — годом выпуска актрисы из института[49]. В еженедельнике «Театральный Ленинград» Т. Славина отмечала, что образ Коти в спектакле «Светите, звёзды!» по пьесе И. Микитенко запомнился всем, кто видел спектакль[49]. Удалась актрисе, по мнению критика, и предыдущая роль — Гога в «Человеке с портфелем» А. Файко: и Котя, и Гога — «убедительные характеры, прочувствованные исполнительницей, в которых подкупают искренность, темперамент, мягкий юмор»[49].

Фрейндлих прославилась в кругу ленинградских театралов уже в 1960-х годах[41]. В кино, напротив, актрису долго не брали на крупные роли по одной простой причине: некрасивая, как считали «большие начальники»[41]. Огромным событием стало её появление в картине «Похождения зубного врача», где дурнушка превратилась в красавицу[41]. Это явление преследовало её ещё десять лет — в начале 1970-х Фрейндлих играла Альдонсу в «Дульсинее Тобосской», а в конце десятилетия перевоплотилась в Людмилу Прокофьевну из «Служебного романа»[41].

C Владимиром Путиным на встрече с российской интеллигенцией,
ноябрь 2006 года
В дипломе амплуа Алисы Фрейндлих было определено как «острохарактерное», но, как отмечает критик Е. Горфункель, её характерность всегда была своеобразной: «следы судьбы» актриса находила прежде всего в речи своих маленьких героев и взрослых героинь. Так, в спектакле «На дне» провинциальное просторечие Насти обозначило её чужеродность в ночлежке, ломаный русский Шарлотты в «Вишнёвом саде» превратился в знак отверженности, а в «Варшавской мелодии» польский акцент Гелены стал у Фрейндлих, по определению критика, настоящей «мелодией судьбы»[50].

Перейдя в БДТ, Фрейндлих легко влилась в коллектив и нашла общий язык с его руководителем, который, по собственным словам, едва ли не с первой минуты почувствовал себя так, «будто они вместе работают лет тридцать»[34]. В 1960-х годах на сцене театра блистала Татьяна Доронина, олицетворявшая тогда женское роскошество, её дополнением и в чём-то противоположностью стала Алиса Фрейндлих, «владевшая душами»[41]. Сегодня Алиса Бруновна Фрейндлих — первая леди петербургской сцены, кого только не игравшая за всю свою долгую и плодотворную карьеру[41].

Фрейндлих обожают коллеги по сцене и съёмочной площадке. Михаил Боярский называл актрису своим учителем, а Мария Лаврова, дочь близкого друга Фрейндлих Кирилла Лаврова, призналась, что Алиса Бруновна напоминает ей Анни Жирардо — французская актриса была такой же утончённой, как Фрейндлих.

« Алиса Фрейндлих, без­условно, – одна из самых выдающихся актрис России. И на редкость честный, порядочный, интеллигентный человек, каких сейчас мало. При этом она не только уникальная актриса, но и гениальная мать. Она воспитала замечательную дочь, мы с Варей вместе работали, и это дей­ствительно чудесный человек – лучше не бывает. А что такое Алиса Бруновна на сцене – страна знает и без меня. Она работает честно и красиво. Даже роль второго плана играет, как главную. Зритель это чувствует и высоко ее ценит. И когда в афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зал всегда полон, где бы мы ни выступали. Она и через много лет будет моложе всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось.

Георгий Штиль »

Фильмография
Год Название Роль
1955 ф Неоконченная повесть эпизод; в титрах не указана
1955 ф Таланты и поклонники эпизод
1957 ф Бессмертная песня гимназистка; в титрах не указана
1958 ф Город зажигает огни Зина Пичикова
1959 ф Повесть о молодожёнах Галя
1961 ф Полосатый рейс буфетчица
1964 кор Фро Наташа Букова
1965 ф Первый посетитель Таня
1965 ф Похождения зубного врача Маша
1966 ф Три толстяка Суок; озвучка в некоторых эпизодах
1967 ф Его звали Роберт исполнение песни
1968 ф Город и песня певица
1968 ф Любить Аня
1969 ф Вальс Маруся
1969 ф Вчера, сегодня и всегда жена подсудимого
1969 ф Семейное счастье Анна Семёновна Капитонова
1969 мф Великие холода мама; озвучка
1970 ф Тайна железной двери Люся Рыжкова, мама Толика
1972 ф Моя жизнь Полознева
1973 ф Исполняющий обязанности Евгения Синеграч
1973 ф Мелодии Верийского квартала Алиса Аквамаринская
1974 ф Анна и Командор Анна
1974 ф Соломенная шляпка баронесса де Шампеньи
1975 ф Агония Анна Александровна Вырубова
1976 ф Всегда со мною... Таня Ильина
1976 ф Принцесса на горошине королева-мать
1976 мф Голубой щенок щенок; озвучка
1977 ф Служебный роман Людмила Прокофьевна Калугина
1978 ф Д’Артаньян и три мушкетёра королева Анна Австрийская
1978 ф Старомодная комедия Лидия Васильевна Жербер
1978 ф Комедия ошибок Лиз; озвучка
1979 ф Сталкер жена Сталкера
1980 ф Сергей Иванович уходит на пенсию Наташа
1980 ф Три года Полина Рассудина
Год Название Роль
1980 мф Разлучённые озвучка
1981 ф Опасный возраст Лилия Ивановна Родимцева
1982 ф Два голоса Екатерина
1982 ф Пятый десяток Екатерина Александровна Ёлочкина
1983 ф Клетка для канареек мать Олеси
1984 ф Жестокий романс Харита Игнатьевна Огудалова
1984 ф Успех Зинаида Николаевна Арсеньева
1985 ф Простая смерть... Прасковья Фёдоровна
1986 ф Прости Елизавета Андреевна
1986 ф Тайна Снежной королевы Снежная Королева
1987 ф Чехарда Маргарита Васильевна Кудрявцева
1988 ф Будни и праздники Серафимы Глюкиной Серафима Глюкина
1989 ф Последний пылкий влюблённый все 3 женские роли
1992 ф Мушкетёры двадцать лет спустя королева Анна Австрийская
1993 ф Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя королева Анна Австрийская
1994 ф Подмосковные вечера Ирина Дмитриевна
2002 ф Женская логика Ольга Петровна Туманова
2002 ф Женская логика 2 Ольга Петровна Туманова
2003 ф Женская логика 3 Ольга Петровна Туманова
2004 ф Женская логика 4 Ольга Петровна Туманова
2004 ф На Верхней Масловке Анна Борисовна
2006 ф Женская логика 5 Ольга Петровна Туманова
2008 ф Васильевский остров Анна Игнатьевна
2008 ф Марево Пульхерия Ивановна Товстогубиха
2008 ф Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину мама Бродского
2009 ф Возвращение мушкетёров королева Анна Австрийская
2014 ф Бульварное кольцо Имя персонажа не указано
2014 ф Линия Марты Марья Михайловна
Роли в театре[править | править вики-текст]
Театр имени Комиссаржевской[править | править вики-текст]
1957 — «Человек с портфелем» А. М. Файко — Гога
1957 — «Светите, звезды!» И. К. Микитенко — Котька
1958 — «Раскрытое окно» Э. В. Брагинского — Катя Крайнева
1959 — «Живая вода» по роману Л. М. Леонова «Русский лес» — Поля Вихрова
1960 — «Время любить» Б. С. Ласкина — Маша
1961 — «Случайные встречи» Р. В. Назарова — Вера
1961 — «Рождены в Ленинграде» О. Ф. Берггольц — Маша
Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета[править | править вики-текст]
1962 — «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза Дулитл
1962 — «Первый встречный» — Зина Капкова
1963 — «Женский монастырь» — Лиза Стратова
1963 — «Таня» А. Н. Арбузова — Таня
1964 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта Капулетти
1965 — «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова — Лика
1966 — «Щедрый вечер» — Ганка
1966 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — миссис Селия Пичем
1967 — «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина — Гелена
1968 — «Последний парад» — Юля
1968 — «Лодка в лесу» — Гина
1969 — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» по А. Линдгрен — Малыш
1970 — «Хождение по мукам» по трилогии А. Н. Толстого — Даша
1970 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина
1971 — «Человек со стороны» И. М. Дворецкого — Щеголева
1971 — «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Катерина Ивановна
1972 — «Двери хлопают» — мадам Алиса
1973 — «Ковалёва из провинции» И. М. Дворецкого — Елена Михайловна Ковалёва
1973 — «Дульсинея Тобосская» А. М. Володина — Альдонса
1974 — «Люди и страсти» — Уриэль Акоста, Мария-Антуанетта, Мария Стюарт, старушка, 1-й певец
1975 — «Трубадур и его друзья» — Принцесса
1975 — «Нашествие» Л. М. Леонова — Алла Николаевна Таланова
1976 — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика — Марта
1977 — «Пятый десяток» — Екатерина Александровна Ёлочкина
1978 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Любовь Андреевна Раневская
1979 — «Спешите делать добро» М. Рощина — Филаретова
1980 — «Станция» — Татьяна Марковна, жена начальника станции
1981 — «Нечаянный свидетель» А. Н. Арбузова — Любовь Георгиевна
2004 — «Оскар и Розовая Дама», по новелле Э.-Э. Шмитта — Оскар, Розовая Дама
Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова[править | править вики-текст]
1984 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
1984 — «Киноповесть с одним антрактом» А. М. Володина — Ирина
1985 — «Последний пылкий влюблённый» Н. Саймона — Элейн Наваццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер
1986 — «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева — Ванда Кепеци
1987 — «На дне» М. Горького — Настя
1988 — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса — Аманда Уингфилд
1990 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — леди Мильфорд
1993 — «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта
1994 — «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет
1998 — «Аркадия» Т. Стоппарда — леди Крум
1999 — «Калифорнийская сюита» Н. Саймона — Ханна Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз
2005 — «Квартет» Р. Харвуда — Джин Хортон
2008 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Т. Н. Чхеидзе — Москалёва
2010 — «Лето одного года» Э. Томпсона. Режиссёр: А. М. Прикотенко — Этель Тэйер
2014 — «Алиса» по мотивам сочинений Льюиса Кэрролла. Режиссёр: Андрей Могучий — Алиса

Дискография
Абсолютная музыкальность, безупречный слух, а главное, чувство стиля произведения, верность авторскому замыслу, замыслу режиссёра и, наконец, точное соответствие исполнения песни исполнению всей роли — вот что характерно для народной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии Алисы Бруновны Фрейндлих (Александр Белинский).
1980 — «Поёт Алиса Фрейндлих» — «Мелодия»
2006 — «Алиса Фрейндлих. Избранное» — «Квадро-Диск»

Награды и звания
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009) — «за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность»[53].
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004) — «за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства»
Орден Почёта (25 сентября 2014) — «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность»

Комментарии закрыты.