Главная » Биографии, Культпросвет » Андрей Платонов (биография)

Биография Андрея Платонова

Андрей Платонов (настоящее имя Андре́й Плато́нович Климе́нтов; родился 1 сентября 1899, Воронеж, Российская империя — 5 января 1951, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург, поэт, публицист, сценарист.

Платонов, Андрей Платонович
Имя при рождении: Андрей Платонович Климентов
Псевдонимы: Платонов, А. Фирсов, Ф. Человеков, А Вагулов
Дата рождения: 20 августа (1 сентября) 1899
Место рождения: Воронеж
Дата смерти: 5 января 1951
Место смерти: Москва
Гражданство (подданство): Российская империя СССР
Род деятельности: писатель
Годы творчества: 1919—1951
Жанр: стихотворения, романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии, публицистика
Язык произведений: русский

Детство Андрея Платонова

Андрей Платонович Климентов родился 20 августа (по новому стилю 1 сентября) 1899 года в Воронеже (Ямская слобода).

Отец — Климентов Платон Фирсович (1870—1952) работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Дважды ему присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922), а в 1928 году он вступил в партию. Мать — Лобочихина Мария Васильевна (1874/1875 — 1928/1929) — дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей — старший. Мария Васильевна рожает детей практически каждый год, Андрей, как старший, принимает участие в воспитании и, позднее, прокормлении всех своих братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 году работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 — во многих воронежских мастерских — по изделию мельничных жерновов.
Служба в РККА. Работа по специальности. Начало литературной деятельности.

В 1918 году поступает на электротехническое отделение в Воронежское техническое железнодорожное училище[4], закончить которое он смог лишь в 1921 году, по окончании военных действий; служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года опубликовал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 года побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком. Летом 1921 года закончил годичную губернскую партийную школу. В этом же году выходит его первая книга — брошюра «Электрификация», а также были опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи».

В 1922 году родился сын писателя Платон. В том же году в Краснодаре выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина». В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923 году Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова (Печать и революция. — 1923. — № 6). С 1923 по 1926 год работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства (зав. отделом электрификации в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них — в селе Рогачёвка, её потом сожгли кулаки).
Весной 1924 года участвует в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, у него возникают проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Тогда же, весной 1924 года, вновь подаёт заявление о вступлении в РКП(б) и принимается ячейкой ГЗО в кандидаты, но так и не вступает. В июне 1925 года состоялась первая встреча Платонова с В. Б. Шкловским, прилетевшим в Воронеж на самолёте Авиахима для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне». В 1920-х годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

С 8 декабря 1926 г. по 27 марта 1927 г. Платонов работает в Тамбове, где им созданы такие произведения, как «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов».
В 1927—1930 гг. Платонов создаёт свои самые значительные произведения — повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Новаторские по языку и содержанию, оба произведения изображают в духе мрачной абсурдистской сатиры антиутопический мир Советского Союза времён индустриализации и коллективизации. Ни одно из них не было опубликовано при жизни писателя.

Репрессии Андрея Платонова

Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь» повесть Андрея Платонова «Впрок», Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь». В том же году Платонову на глаза попадается статья о космосе и начальном этапе его исследования. Он начинает мечтать о космонавтике, бредит полётами, однако Сталин пресекает попытки писателя даже начать тренироваться для полётов. Находясь в печали и глубокой депрессии, Андрей Платонович публикует произведение «Впрок», которое вызвало резкую критику Фадеева и Сталина. В редакцию журнала «Красная новь» Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения», потребовав наказать автора и издателей. Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сама была раскритикована за перегибы и распущена.

В 1934 году Платонова даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии — и это уже было знаком некоторого доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: в «Правде» (18 января 1935) появилась разгромная статья, после которой журналы снова перестали брать платоновские тексты и возвращали уже принятые. В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 — повесть «Река Потудань».

В это время Платонов сотрудничает с известным философом Георгом Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем. Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, «течением» Лукача—Лифшица. Платонов был вклю­чён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в «течении».
В мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразился от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз. В январе 1943 года сын Андрея Платонова умер.

Военный корреспондент

Андрея Платонова

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати.

На фронте был скромен в быту и много времени проводил на передовой среди солдат, участвовал в боях[10]. Несмотря на добросовестное выполнение обязанностей военкора и риск, превышающий определённый этими обязанностями, в отличие от многих других военных корреспондентов (см. Симонов, Шолохов, Гроссман, Шевцов и др.), не был награждён (только медалью «За победу над Германией»)[11].

В феврале 1946 года Андрей Платонов был демобилизован по болезни.

Последние годы

Андрея Платонова

В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» (авторское название — «Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой».

В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Есть версия, что Платонов в качестве литературного негра написал за Шолохова «Они сражались за Родину».

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. У сына, в свою очередь, уже был свой ребёнок, Платонов успел стать дедом. Похоронен на Армянском кладбище.

У писателя осталась дочь — Мария Платонова (умерла в 2005 году), которая готовила книги отца к печати[13].

Память[править | править вики-текст]
По просьбе Таратуты Е. А. астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала в честь писателя астероид (3620) Platonov, открытый 7 сентября 1981 года.
В Воронеже имя писателя носят:
улица
библиотека
гимназия
литературная премия
международный фестиваль искусств.
В центре Воронежа на проспекте Революции перед одним из корпусов Воронежского университета установлен памятник писателю с цитатой из его рассказа «Жена машиниста»: «Без меня народ неполный…»
15 декабря 2011 года в Воронежском литературном музее открылась постоянно действующая выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя.
Стиль и тематика[править | править вики-текст]
Сложное мировоззрение Андрея Платонова сочетает в себе элементы коммунизма, христианства и экзистенциализма, и не поддаётся однозначному определению.

Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и т. п. Платонов активно использует приём остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «неправильностями», характерными для, например, детской речи. Ю. И. Левин выделяет такие характерные для Платонова приёмы, как избыточность («Вощев… отворил дверь в пространство», «его тело отощало внутри одежды»), использование (синтаксически неправильных) конструкций типа «глагол + обстоятельство места» («думаешь в голову», «ответил… из своего высохшего рта», «узнал желанье жить в эту разгороженную даль»), употребление предельно обобщённой лексики («природа», «пространство», «погода») вместо конкретных пейзажных описаний («Прушевский осмотрел пустой район близлежащей природы», «старое дерево росло… среди светлой погоды»), активное использование придаточных причины («наступила пора питаться для дневного труда») и цели («Настя… топталась около мчавшихся мужиков, потому что ей хотелось»), по смыслу часто излишних или логически немотивированных. По мысли исследователя, с помощью этих оборотов Платонов формирует «пантелеологическое» пространство текста, где «всё связано со всем», а все события разворачиваются среди единой «природы»[14]. Отмечается также активное употребление типично советских бюрократизмов, часто в ироническом ключе («конфисковать её ласки»), но далеко не всегда[15]. В творчестве Андрея Платонова форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, то есть сам язык платоновских произведений является их содержанием.

К числу ключевых мотивов в творчестве Платонова относится тема смерти и её преодоления. Анатолий Рясин пишет о платоновской «метафизике смерти»[16]. Попавший в молодости под влияние идей Николая Фёдорова, Платонов неоднократно обращается к идее воскрешения мёртвых, которая в сознании его героев связывается с грядущим приходом коммунизма («Прушевский! Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей? — Нет… — Врёшь! (…) Марксизм всё сумеет. Отчего ж тогда Ленин в Москве целым лежит?») Один из повторяющихся мотивов в его творчестве — смерть ребёнка: в «Котловане» соответствующая сцена становится ключевой — после смерти своей воспитанницы Насти работники, копающие котлован, теряют веру во всесилие коммунизма и надежду на победу над смертью («Я теперь ни во что не верю!»)[17]. Левин называет Платонова экзистенциалистом[14].

Отзывы[править | править вики-текст]
Иосиф Бродский в своём эссе «Катастрофы в воздухе» упоминает Андрея Платонова в одном ряду с Джеймсом Джойсом, Робертом Музилем и Францем Кафкой[18]. Михаил Волохов сравнивал Платонова с Ионеско и Беккетом[19].

Библиография[править | править вики-текст]
1920 — рассказ «Чульдик и Епишка»
1921 — рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»
1922 — книга стихов «Голубая глубина»
1926 — рассказ «Антисексус», повесть «Епифанские шлюзы»
1927 — повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»
1928 — повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком)
1929 — роман «Чевенгур» (в первой редакции — «Строители страны», 1927)
1929 — рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
1930 — «Котлован», «Шарманка» (пьеса)
1931 — «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
1933 — 1936 — «Счастливая Москва» (роман не окончен)
1934 — повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»
1936 — рассказы «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер» (незаверш.)
1937 — рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург» (рукопись утеряна)
1938 — рассказ «Июльская гроза»
1939 — рассказ «Родина электричества»
1942 — «Под небесами родины» (сборник рассказов), вышел в Уфе
1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов)
1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
1943 — «Броня» (сборник рассказов)
1944 — пьеса «Волшебное существо»
1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
1946 — рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
1948 — пьеса «Ученик лицея»
1950 — «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок)
1951 — «Ноев ковчег» (незавершённая пьеса-мистерия)
Издания[править | править вики-текст]
Платонов А. П. Епифанские шлюзы. - М.: Молодая гвардия, 1927.
Платонов А. П. В прекрасном и яростном мире. Повести и рассказы / Вступ. ст. В. Дорофеева. — М.: Художественная литература, 1965. — 630 с.
Платонов А.П. Избранное. Повести, рассказы / Вступ. Федот Сучков. — М.: Московский рабочий, 1966. — 541 с.
Платонов А. П. Избранное / Сост. М. А. Платонова. — М.: Современник, 1977. — 445 с.
Платонов А. П. Сокровенный человек (Рассказы. Повести). — Кишинёв: Литература артистикэ, 1981. — 640 с.
Платонов А. П. Повести, рассказы, статья, из писем / Сост. и подгот. текста М. А. Платоновой; Вступ. ст. В. А. Свительского. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1982. — (Отчий край). — 453 с.
Платонов А. П. Ювенильное море. Повести. Рассказы. Публицистика. Пьеса. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. — 431 с.
Платонов А. П. Государственный житель: Проза, письма / Сост. М. А. Платонова; Вступ. ст. и коммент. В. А. Чалмаева. — М.: Сов. писатель, 1988. — 608 с. — ISBN 5-265-00404-1
Платонов А. П. Записные книжки. Материалы к биографии / Сост. Н. В. Корниенко; Публ. М. А. Платоновой. — М.: Наследие, 2000. — 421 с. (2-е изд.: М.: ИМЛИ РАН, 2006.)
Платонов А. П. Сочинения. Том 1: 1918—1927, Книга 1: Рассказы. Стихотворения. — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 644 с. — ISBN 5-9208-0146-8
Платонов А. П. Сочинения. Том 1: 1918—1927, Книга 2: Статьи. — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 510 с. — ISBN 5-9208-0181-6
Платонов А. П. Собрание сочинений в восьми томах / Сост. Н. В. Корниенко. — М.: Время, 2009—2011.
Платонов А. П. Чевенгур / Илл. С. Филипповой. — СПб.: Вита Нова, 2008. — 560 с. — ISBN 978-5-93898-185-0.
Платонов А. П. «…я прожил жизнь»: Письма 1920—1950 / Сост., вступ. статья, ком. Н. Корниенко и др. — М.: Астрель, 2013. — 688 с. — (Наследие Андрея Платонова). — 3000 экз. — ISBN 978-5-271-46785-1[20].
Экранизации произведений[править | править вики-текст]
«Фро» (1964) — по мотивам одноимённого рассказа.
«Рабыня» (1968) — художественный фильм Булата Мансурова по мотивам рассказа «Такыр».
«Возвращение» (1968) — телеспектакль в постановке Академического театра им. Евгения Вахтангова.
«Айна» — художественный фильм. Режиссёр Николай Тихонов, сценаристы «А. Платонов», М.Смирнова по рассказу Андрея Платонова «Песчаная учительница».
«Житейское дело» (СССР, 1976 год, Ленфильм) — состоит из трёх новелл, объединённых темой войны. «Житейское дело» (1 новелла), Мелодрама, поставленная по одноимённому рассказу Андрея Платонова.
«Одинокий голос человека» — художественный фильм (киностудия «Ленфильм», 1987 год) Александра Сокурова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера».
«Корова» — мультфильм Александра Петрова по одноимённому рассказу.
«Случайный взгляд» — по мотивам повести «Котлован».
«Опять надо жить» — художественный фильм по мотивам рассказов Андрея Платонова «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек».
«Возлюбленные Марии» — фильм по мотивам «Реки Потудань», сюжет перенесённый в США.
«Три брата» — итальянский фильм по мотивам рассказа «Третий сын», действие перенесёно в Италию.
«Домой!» (1982) — художественный фильм по мотивам рассказа «Возвращение».
«Отец» — художественный фильм Ивана Соловова по мотивам рассказа «Возвращение».
«Родина электричества» — художественный фильм по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова. Режиссёр Лариса Шепитько.
«Никита» — художественный фильм (2011 год) по мотивам рассказа «Никита». Режиссёр Марат Никитин.
Постановки
14 мая 1987 года на сцене Саратовского академического театра вышел спектакль по одноимённой пьесе Платонова «14 красных избушек», режиссёр — Александр Дзекун[21].

В 1999 году в Малом драматическом театре Львом Додиным был поставлен спектакль «Чевенгур».

В 2003 году в Московском драматическом театре имени Пушкина вышел спектакль «Джан», режиссёр Алла Сигалова.

В сентябре 2007 года на сцене московского театра «Школа драматического искусства» состоялась премьера спектакля по рассказу Андрея Платонова «Корова».

В 2009 году в театре «Студия театрального искусства» поставлен спектакль «Река Потудань».

9 марта 2011 года в Московском драматическом театре имени Гоголя состоялась премьера спектакля «Дураки на периферии» по пьесе Андрея Платонова, впервые опубликованной в сборнике драматургии «Ноев ковчег» в 2006 году.

24 сентября 2011 года в Воронежском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Дураки на периферии», режиссёр — Михаил Бычков.

В 2011 году московский театр «Собеседник» представил спектакль Николая Сутармина и Игоря Попкова по рассказу Андрея Платонова «Возвращение». В спектакле также звучат песни Булата Окуджавы[24].

В 2012 году Харьковский государственный академический театр кукол им. В. А. Афанасьева представил премьеру спектакля «Чевенгур» в постановке Оксаны Дмитриевой, художник Наталья Денисова. Премьера состоялась 16 октября 2012 года[25][26].

В 2013 году в Воронежском Камерном театре состоялась премьера спектакля «14 красных избушек», режиссёр — Михаил Бычков.

21 июня 2014 года в Рижском русском театре имени Михаила Чехова состоялась премьера спектакля «Фро», режиссёр — Руслан Кудашов.

18 ноября 2014 года состоялась премьера в Свердловском государственном академическом театре драмы спектакля «Платонов. Две истории» на основе рассказов «Фро» и «Третий сын». Режиссёр-постановщик — Дмитрий Зимин.

Литература

Архив А. П. Платонова. Кн. 1. Научное изд. / Ответ.ред. Н. В. Корниенко. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2009. — 696 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9208-0341-2
Балдин Андрей, Голованов Василий, Замятин Дмитрий. Империя пространства. К развалинам Чевенгура // НГ Ex libris. — 26 октября 2000 года.
Баршт К. Анри Бергсон в «Котловане» Андрея Платонова // Вопросы философии. 2007. № 4. С. 144—157.
Варламов А. Н. Андрей Платонов. — М.: Молодая гвардия, 2011. — (Жизнь замечательных людей. Вып. 1294). — 546 с. — ISBN 978-5-235-03411-2
Каблуков В. В. Концептуализация мира в пьесе А. Платонова «Дураки на периферии» // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 5 — Филология.
Каблуков В. В. Сценарий национального поведения «от текста к телу» в пьесах А. Платонова и Н. Эрдмана // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 5 — Филология.
Каблуков В. В. Сценарий национального поведения русского человека «от сердца к разуму» в пьесах А. Платонова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 5 — Филология.
Тарасов А. Б. «Третье царство» как попытка моделирования мира «нового» праведничества: А. Платонов и М. Цветаева // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 5 — Филология.
Ханс Гюнтер. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Котлован и Вавилонская башня // По материалам второй Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А. П. Платонова. — М.: Наследие, 1995. — Вып. 2. — С. 145-151.
Иосиф Бродский. Послесловие к «Котловану» А. Платонова
Вроон Роналд. Хлебников и Платонов: предварительные заметки. // Сб. статей к 70-летию В. П. Григорьева. — М., 1996. — С. 55-65
Замятин Д. Н. Империя пространства. Географические образы в романе Андрея Платонова «Чевенгур» // Вопросы философии. — 1999. — № 10. — С. 82—90.
Замятин Д. Н. Географические образы в комедии Андрея Платонова «Ноев ковчег» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 5, юбилейный. — М.: ИМЛИ, 2003. — С. 162—170.
Замятин Д. Н. Круглая вечность. Образная геоморфология романа Андрея Платонова «Чевенгур» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 6. — М.: ИМЛИ, 2005. — С. 5-18.
Замятина Н. Ю. Локализация идеологии в пространстве (американский фронтир и пространство в романе А. Платонова «Чевенгур») // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин; авт. Балдин А., Галкина Т., Замятин Д. и др. — Вып. 1. — М.: Институт Наследия, 2004. — С. 53-61.
Ратьковский И. С. Перекрёстки судеб: А. С. Лаппо Данилевский, С. Ф. Платонов и Д. Б. Рязанов в 1918 г. // Клио. Журнал для учёных. 2013. № 12
Хрящева Н. П. «Кипящая Вселенная» Андрея Платонова: динамика образотворчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов. Екатеринбург — Стерлитамак: 1998.
Хрящева Н. П., Когут К. С. Мотивная структура пьесы А. П. Платонова «Голос отца» // Филологический класс: региональный журнал учителей-словесников Урала. — Екатеринбург: УрГПУ, 2011. — № 26. — С. 14-19.
Чалмаев В. А.. Андрей Платонов. — М.: Советская Россия, 1978. — 176 с. — (Писатели Советской России). — 25000 экз.
Чалмаев В. А. Андрей Платонов: (К сокровенному человеку) / художник Александр Матрёшин. — М.: Советский писатель, 1989. — 448, [1] с. — 25 000 экз. — ISBN 5-265-01028-9. (в пер.)
«Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества: Вып. 1. — М.: ИМЛИ РАН, 1994; Вып.2. — 1995; Вып. 3. — 1999; Вып. 4. — 2000; Вып. 5. — 2003; Вып. 6. — 2005.
«Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества: Вып. 7: По материалам Седьмой международной научной конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения А. П. Платонова. 21-23 сентября 2009 года / Сост. Е. А. Роженцева, Н. В. Умрюхина; Отв. ред. Н. В. Корниенко. — М.: ИМЛИ РАН, 2011. — 652 с., ил. — 500 экз., ISBN 978-5-9208-0398-6
Гюнтер Х. По обе стороны утопии: Контексты творчества А. Платонова. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 216 с. — (Научное приложение. Вып. CV). — 1500 экз. — ISBN 978-5-86793-932-8
Ссылки[править | править вики-текст]
q: А. П. Платонов в Викицитатнике?
s: А. П. Платонов в Викитеке?
commons: А. П. Платонов на Викискладе?
Сайт произведений и материалов о жизни и творчестве Андрея Платонова
Платонов, Андрей Платонович в библиотеке Максима Мошкова
Произведения Андрей Платонова в электронной библиотеке классической литературы — Классика.ру
Подборка рецензий на произведения Андрея Платонова
Платонов, Андрей Платонович энциклопедия «Кругосвет»
Электронное собрание сочинений, воспоминания современников, материалы к биографии и критика в Библиотеке «Im Werden»
Елена Грачева. «Воодушевление»: Неснятое кино Андрея Платонова // Журнал «Сеанс» № 25/26 (Проверено 5 января 2010)
Сталь Пензин. Песчаная учительница
Андрей Платонов в воспоминаниях друзей и коллег
Наталья Полтавцева. Платонов и Лукач // Новое литературное обозрение № 107 (1/2011)

Комментарии закрыты.