Главная » Главное, Кратко, Политика, Финансы, Экономика » Поворот рек кажется невинной шалостью по сравнению с зимней Олимпиадой в субтропиках

Сочи – это личный проект Владимира Путина и в какой-то мере это действительно символ эпохи. Потому что премьер Путин любит кататься на лыжах, поэтому на Красной поляне строится замечательная горнолыжная трасса и резиденция.

В принципе, ничего страшного, когда властитель страны имеет свое хобби. Например, у Петра Первого было хобби мореплавания, ион построил Санкт-Петербург, «окно в Европу». А у президента Путина хобби кататься на лыжах, и он превратил Сочи в третью столицу России. Но хобби должны как-то соответствовать государственным масштабам и задам государства. Когда я смотрела, какие миллиарды тратятся на Сочи, я всегда думала, прежде всего о том, что вот эту самую резиденцию, эту самую горнолыжную трассу можно было бы построить на Эльбрусе, и это был бы великий символ того, что Россия сохраняет за собой Кавказ.
Напомню, что на Эльбрусе, или в Домбае, в Кабардино-Балкарии или Карачаево-Черкесии, сравнительно тихие республики. Уже не говорю о том, что если бы там государство потратило миллиард долларов, да еще прибежали бы олигархи и потратили другой миллиард, то кабардинцы сами бы своих ваххабитов рядком задушили, положили у подножья Эльбруса, и еще бы из соседних республик принесли. И это был бы, конечно, великий символ.
Но вместо этого великого символа мы имеем Сочи. Мы имеем Сочи, который воспринимается как личный проект, и это действительно очень странный проект. Потому что мы затеяли проводить зимнюю олимпиаду в субтропиках. Как это? Вот Россия такая субтропическая стран, что в ней нашелся единственный город, где зимой есть снег, этот город называется Сочи.
В результате такого конструктивного решения образовалась масса следующих вещей, которые очень тяжело разрешить. Например, в Сочи большинство гостиниц выстроено у берега моря – как это совершенно естественно для курортного города относительно моря. А соревнования горнолыжные будут происходить в горах. Возникает вопрос, который не возникает в большинстве других горнолыжных курортах – как перетащить единомоментно огромную массу людей с берега моря до подножья горы, где будут происходить соревнования. Надо строить дороги, стоимость которых километр, как мы видим, как говорит Немцов, превышает все разумные пределы.
Причем, эти дороги в значительной степени дороги одноразового использования. Существующих дорог, ведущих в горы, более или менее хватает для нынешних надобностей. Возникает вопрос, что для того, чтобы построить эти дороги, нужно построить порт, в котором будут разгружаться материалы. Помимо того, что строить в этом рекреационном уголке порт это само по себе безумие – грузовой порт, – в Ницце нет грузового порта – это означает навек убить Сочи.
Помимо этого – я не помню, какая сейчас называется сумма, но изначально Минтранс заявлял сумму в 360 миллиардов рублей. В общем, во время финансового кризиса, наверное, есть другое применение этим деньгам.
Наконец, - об этом много говорил Немцов – есть такая проблема, что в Сочи строить зимние катки – а там, по-моему, будет 5 катков построено, - достаточно бессмысленно, потому что возникает вопрос – как они будут использоваться после того, как Олимпиада кончится? Если бы дело было в Красноярске, в любом другом практически городе России – не субтропическом - то понятно, как они используются. А в данном случае нам заранее говорят, что потом из этих катков в Имеретинской долине будут сделаны торгово-развлекательные комплексы. Ну, чего-чего, а в Сочи хватает торгово-развлекательных комплексов.
И получается совершенно невероятная история, когда, казалось бы, Олимпиада должна принести в город миллиарды денег, и значительное количество людей, значительное число коренных сочинцев из-за всех эти проблем эту олимпиаду не одобряют. Не говоря уже о том, что в условиях существующего финансового кризиса, эта Олимпиада, которая оценена во столько, является чем-то достаточно вызывающим на фоне чрезвычайно мрачной нищеты России, на фоне отсутствия дорог в значительной части России, и ряд таких же проектов, как Сочи – например, строительство моста на остров Русский для азиатско-тихоокеанского саммита, - они, к сожалению, действительно представляются символом нынешнего режима и на самом деле, не самым лучшим.
Поэтому понятно, что приход Немцова в Сочи, его попытка баллотироваться в мэры, она воспринимается не просто как вызов вообще способу правления, а как вызов лично Путину, как вызов любимому проекту Путина. Все-таки совершенно понятно, кто у нас правит Россией. Потому что - да, конечно, Медведев у нас читает лекции в Лондонской школе экономики на тему того, что государство не должно чрезвычайно вмешиваться в бизнес, и Медведев публикует у нас статьи в американской прессе на тему о том, как должны строить свои отношения Америка и Россия.

Сочи

Сочи

Но суть заключается в том, что отношения свои строит не Америка и Россия, а Америка и Китай. И в то время, как Медведев рассуждает в Лондонской школе о недопустимости чрезмерного вмешательства государства в экономику, это премьер Путин решает, кто из российских олигархов и на каких условиях получит те или иные кредиты, или те или иные деньги и, собственно, процесс решения, кто и на каких условиях эти деньги получит, и является в настоящий момент процессом управления российским государством.

Кстати на эту же тему Борис Немцов написал письмо Главному по стране:

Президенту Российской Федерации
Д.А.Медведеву
Открытое письмо
ЗА ОЛИМПИАДУ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Вынужден обратиться к Вам по многочисленным просьбам жителей Сочи,
попросивших меня представлять их на предстоящих выборах мэра города.
Горожане выражают крайнюю озабоченность ходом подготовки к зимним
Олимпийским играм 2014 года. Проблем несколько.
Во-первых, Сочи физически не готов к огромной строительной, экологической,
транспортной и миграционной нагрузке, которую ему предстоит выдержать в
результате чрезмерно интенсивного строительства олимпийской
инфраструктуры. Рост нагрузки на город, ожидаемой в связи с Олимпиадой,
многократно превышает возможности инженерных коммуникаций, систем
электроснабжения, транспортных магистралей Сочи, при этом модернизация
городского хозяйства явно не соответствует масштабам олимпийского
строительства.
Во-вторых, экономический кризис ставит Россию перед новыми реалиями. Перед
лицом необходимости экономить расходы заоблачный олимпийский бюджет
выглядит неадекватным. Смета Олимпиады-2014 и так превосходит средние
расходы на проведение зимних Олимпийских игр в Ванкувере, Турине,
Солт-Лейк-Сити, Нагано или Лиллехаммере в 5-6 раз, а в январе 2009 г.
Минтранс России объявил, что оценивает стоимость работ по проекту
строительства совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер-Красная
Поляна в 242 млрд. рублей. Этот проект, по смете в 25 раз превышающий
годовой бюджет города Сочи, вызывает возмущение: речь идет всего лишь о
50-километровой дороге, 1 км которой обойдется в умопомрачительную сумму в
140 млн. долларов, невиданную по международным меркам.
Столь дорогая стоимость транспортных проектов, помимо банальной коррупции,
обусловлена изъянами самой идеи проведения Олимпиады в Сочи, где из-за
сложного горного рельефа местности строительство транспортной
инфраструктуры, с множеством тоннелей и мостов, обходится в
астрономические суммы.
В-третьих, огромные средства на сооружение олимпийской инфраструктуры
будут потрачены впустую: у сочинцев вызывает озабоченность тот факт, что
сооружаемые олимпийские объекты будут сосредоточены в регионе, где
невозможно их дальнейшее эффективное использование. В Краснодарском крае и
на Юге России в целом по вполне понятным причинам не существует массового
зимнего спорта – лёд в субтропиках обходится дорого. Не случайно Сочи
никогда не был родиной хоккейных команд или звёзд фигурного катания.
Создаваемые здесь 200 тысяч новых стадионных мест будут просто
невостребованы, в то время как их дальнейшее содержание обойдется в
десятки миллионов долларов ежегодно. Для нас совершенно очевидно, что
ледовые дворцы, хоккейные стадионы, конькобежные трассы после Олимпиады по
назначению использоваться не будут. А под разговоры о выставочных центрах
превратятся в позорные продовольственные и вещевые рынки. Интересно, кто
за это преступное головотяпство будет отвечать после 2014 года?
В-четвертых, размещение основных объектов Олимпиады-2014 на осушенных
водно-болотных угодьях Имеретинской низменности, в илистых и болотистых
грунтах, выглядит авантюрой. Качественная экспертиза, позволяющая
определить пригодность ландшафта Имеретинской долины для размещения
олимпийских и инфраструктурных объектов, не проводилась. При этом из
Имеретинской низменности жестоким образом выселяются люди, которым не
предоставляют адекватной компенсации за их дома и земли, однако требуют
освободить свои дома не позднее 31 марта 2009 г. Лучшие пляжи в Сочи
отданы под два грузовых порта в районе Имеретинской бухты, строительство
этих портов нанесет серьезный, невосполнимый ущерб рекреационному
потенциалу этих территорий, акватории Черного моря. Адвокаты строительства
портов признают, что после 2014 года они будут невостребованы, и
намереваются на их месте возвести яхт-клубы. Где они найдут такое
количество олигархов, которые захотят поставить там свои яхты? Это ли не
пример преступной бесхозяйственности и безответственности?
Вывод: анализ происходящего в Сочи свидетельствует, что, с одной стороны,
идея проведения зимней Олимпиады в приморском городе с субтропическим
климатом, окруженном горами, где инфраструктура практически не
модернизировалась с советских времен, выглядит все менее адекватной, а с
другой – строительство олимпийских объектов имеет все шансы затянуться,
сорвав проведение Олимпиады. К тому же сооружение олимпийских объектов
катастрофически запаздывает, что признается уже и высшими официальными
лицами России (в частности, 6 марта 2009 г., выступая на коллегии
Ростехнадзора, Министр природных ресурсов России Ю.Трутнев признал, что
олимпийские стройки находятся «в ужасном состоянии»).
Отзыв у России права проведения зимних Олимпийских игр 2014 года – вполне
реальная перспектива. Глядя на многочисленные проблемы подготовки к
сочинской Олимпиаде, не являющиеся ни для кого секретом, власти
южнокорейского Пхенчхана, проигравшего Сочи считанные голоса, могут
воспользоваться своим правом и обратиться в международные суды для отмены
решения. Стоит напомнить, что подобный прецедент уже имел место в 1976
году, когда вместо Денвера зимняя Олимпиада была перенесена в Инсбрук.
В связи с вышеизложенным предлагаю Вам рассмотреть вариант обращения в
Международный Олимпийский комитет с предложениями об изменении плана
проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи, предусматривая децентрализацию
игр и разнесение их по тем городам, где уже имеются готовые
спортсооружения, а инфраструктура позволяет принять гостей игр.
В Сочи, как столице Олимпиады, необходимо провести открытие и закрытие
Игр, а также соревнования в пяти видах спорта, связанных с горным
ландшафтом - горные лыжи, прыжки с трамплина, бобслей, сноубординг.
Оставшиеся дисциплины можно провести в других регионах России с
использованием уже существующих спортивных объектов, проведя их частичную
реконструкцию:
1.хоккейный турнир, соревнования по фигурному катанию, керлингу и
шорт-треку – в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге, Казани
(спортсооружения в этих городах не нуждаются в значительной модернизации
или реконструкции);
2.соревнования по конькобежному спорту – в Коломне и Челябинске
(спортивные комплексы в этих городах отвечают всем необходимым
требованиям, причем стадион в Челябинске открыт всего год назад);
3.трассы для соревнований по биатлону и лыжным гонкам можно либо построить
в других регионах страны, где имеется снежный покров (в Сочи его нет),
либо использовать имеющиеся биатлонные трассы в Увате, Новосибирске,
Саранске, Уфе.
В соответствии со статьей 35 Олимпийской хартии, принятие решений о
децентрализации Игр может быть принято Исполкомом МОК в исключительных
случаях.
Такое решение позволит сэкономить огромные бюджетные расходы, снизить
чрезмерную строительную, инфраструктурную и экологическую нагрузку на
Сочи, спасти уникальный приморский курорт от разрушения, успешно провести
сами зимние Олимпийские Игры 2014 года и поддержать зимние виды спорта в
России.
Отдавая себе отчет в том, что децентрализация проведения Игр – сложное
решение, полагаю, что МОК мог бы пойти навстречу России, в особенности
учитывая то, что в июле 2007 года, когда принималось решение о выборе Сочи
в качестве места проведения зимней Олимпиады-2014, никто не мог и
подумать, как тяжело ударит по России экономический кризис. Кризис
заставил взглянуть по-новому на многое в мире; это – объективная причина
для того, чтобы разрешить России децентрализовать Олимпиаду.
Попытка реализовать действующий план проведения Олимпиады приведет к
разрушительным последствиям для Сочи.
Реальная альтернатива сегодня – децентрализация Олимпиады.
Надеюсь, что Вы согласитесь с этими аргументами, и поддержите данное
предложение, отражающее объективные реалии сложившейся ситуации, в
интересах Сочи, России и успешного проведения зимней Олимпиады 2014 года.
Борис Немцов

Поподробнее ознакомиться с обзором возможных «радостей» можно в докладе «Сочи и Олимпиада» http://nemtsov.ru/?id=705748. Вкратце выводы Бориса Ефимовича и его соратника В.Милова следующие:

Сочи

Сочи

Олимпийский план Путина - крупномасштабная авантюра и гигантская воровская афера. Альтернатива ему - децентрализация Олимпиады. При этом Сочи остается столицей Олимпиады, и в Красной Поляне проходят состязания по горным лыжам, сноуборду, прыжки с трамплина, бобслей и сани. Хоккей, биатлон, фигурное катание, коньки – в Москве и области. Это дешевле в разы. Сооружения будут использоваться по назначению, людей не надо выселять в неизвестном направлении и, главное, сохраняется Сочи как курорт.
Истерика, которую устроили по поводу нашего предложения официальные власти (http://v-milov.livejournal.com/117602.html), нам понятна. Ни украсть, ни в хоккей в Имеретинке поиграть.

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий

Вы должны быть войти в Чтобы оставить комментарий.